Ответы православного священника — 5

Ответы отца Виктора Веряскина на вопросы верующих.

mitropolit_viktor_verjaskin1

В.А. Веряскин — митрополит Киевский и всея Украины апостольской православной церкви, доктор богословия, специалист в области научного религиоведения, лектор, преподаватель, заведующий кафедрой Симферопольского экономико-гуманитарного института, декан теологического факультета Крымского института Ноосферы, президент Крымского регионального отделения Ассоциации религиозной свободы, вице-президент Крымского регионального отделения Международного Библейского Общества, кавалер орденов св. Архистратига Михаила и св. князя Владимира.

 ВОПРОС: Отец Виктор, в Послании к Евреям есть интересная фраза: «Слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого. Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные».

Получается, что тело как бы не судится, и зависит все от того, что происходит в нашем сердце?

  ОТВЕТ: Дело в том, что слово Божье выше сердца и выше нашего ума — плотского, человеческого. И именно слово Божье судит и помышления ума и намерения сердца. Тело — это инструмент.

Некоторые думают, что тело будет мучиться в аду. Это заблуждение! Во — первых, тела тогда уже не будет, его черви съедят. Во-вторых, тело не виновато, а виноват ты за то, что с ним сделал. И мучиться будешь ты, а не тело. Ты, как «Я», ответственное за свои действия, решения, свободные выборы и их осуществление.  Поэтому некоторые святые отцы и подвижники говорят: «Вечные муки — это не котлы и не сковородки, где сторонники Киевского Патриархата сидят в смоле, а сторонники Московского патриархата дрова подкладывают… (посмеивается).

Это совсем по — другому. Это же образная система описания! Один раз Христос сказал, что это «тьма кромешная», другой раз, что — «внешняя тьма», третий раз, что — «геенна огненная». И то, и другое, и третье — это образные описания состояния неописуемой муки.

Действительный процесс достижения вот в чем состоит.… Читали «Йога сутра» Патанджали? Там есть восьмеричный путь спасения, восхождения. Один из этапов этого восьмеричного пути восхождения — упражнение в отвлечении ума и сознания от внешних чувств. Чтобы не зависело внутреннее самоосознание и ощущение от внешних органов чувств!

Реплика из зала: — «Достижение беспристрастия?»

Да! Когда человек научится отвлекаться от внешних чувств, когда поймет различие и независимость, свободу духа от внешних органов и чувств,  вот тогда открывается, достигается состояние освобождения.

Почему? Потому что нам сегодня внешние чувства говорят: «Что-то зачесалось….» И, некоторые до крови, бывает, раздирают. Те, которые не слишком контролируют свои реакции сознанием.

Вот почему нам предлагается, живя в этом теле, в этом пространстве и времени, достигнуть аскетическим подвигом, отвлечения ума и духа от внешних чувств.  Потому что если ты перейдешь в тот мир, в иную сферу бытия —  душа с духом внутри, тело — черви съели, а преображения, воскрешения в новых телах еще нет. И ты сидишь там — ни Богу свечка, ни черту кочерга. А поскольку не отвлекся от телесных чувств, «чешется»… А почесать уже нечем …!

И этот вечный зуд, когда чешется, а почесать нечем и нечего — это один из образов описания вечной муки. А когда совесть будет зудеть? Когда кошки скребут на душе? А ни кошек, ничего… «Скрежет зубовный»…  А зубов-то, тоже — нет! Чем скрежетать-то будешь?!

Это все образная система описания. Понимаете? Это все попытка нам намекнуть на мучительное состояние, которое неописуемо.

Так, вот, чтобы этого избежать, надо научиться, здесь и сейчас, в этом теле, на этой земле, в этом пространстве, в этом времени отвлекаться от внешних органов чувств, внутренним состоянием духа. Для этого нужно, чтобы слово Божье проникало в нас и учило видеть грань. Только слово Божье показывает грань между душевностью и духовностью, достигает, как меч обоюдоострый до разделения души и духа, состава и мозгов, и судит и помышления ума, и намерения сердца. Именно поэтому никто не мог дать другого определения. Высший критерий и последний критерий — слова и учение Логоса, Иисуса Христа.

Даже Дева Мария на свадьбе в Канне Галилейской, когда к ней подошел устроитель пира и сказал, что вина не хватит, произносит такие слова: «Что  Он вам скажет, то и делайте».  Иерархический принцип самой Девы Марией так устанавливается. Что такое Евангелие? Это форма инкарнации Логоса. Он говорит в Евангелие. Текст Библии — это одна из форм воплощения Логоса, слова Божьего. Именно поэтому написано, что слово Божье судит. Оно имеет право судить и помышления ума, и намерения сердца.

Есть сторонники другой картины взаимоотношения человека и Бога. Она называется «дихотомия». Когда говорят, что есть тело и душа, а дух — это так, вариант обозначения души. Но я больше склонен, как и многие Святые Отцы и подвижники, к теории трихотомии. То есть, тело, душа и дух, и в этом отражение триединства Божьего, как образа Божьего в человеке.

«Это я! — Душе сказало тело,

По груди, стуча себя рукой,-

Я весь век с тобой прожить сумело,

С невесомой, призрачной такой»

«Нет, — Душа в ответ проговорила,

Излучая отсвет голубой, —

Это я нашла Любовь и силы

Жить земным и доблестным тобой».

Многие поэты ощущали это и по- разному формулировали. По-разному люди говорили. Но, человек ответственен за то, что он сделал, а не тело ответственно. Мы не тела, имеющие душу и дух, мы — духи, воплощенные в тела. Вот почему должна быть иначе расставлена иерархия.

 

 

Навигация

Следующая статья:

Оставить свой комментарий

Принять участие в создании Духовного центра
Архивы
Поделиться с друзьями
Наверх