Ответы православного священника — 6

Ответы отца Виктора Веряскина на вопросы верующих.

mitropolit_viktor_verjaskin1

В.А. Веряскин — митрополит Киевский и всея Украины апостольской православной церкви, доктор богословия, специалист в области научного религиоведения, лектор, преподаватель, заведующий кафедрой Симферопольского экономико-гуманитарного института, декан теологического факультета Крымского института Ноосферы, президент Крымского регионального отделения Ассоциации религиозной свободы, вице-президент Крымского регионального отделения Международного Библейского Общества, кавалер орденов св. Архистратига Михаила и св. князя Владимира.

ВОПРОС: Как нам молиться? (Стилистика спикера сохранена)

ОТВЕТ: В этом мы должны ориентироваться на Христа и на апостолов. Он им дал школу молитвы для научения. Он дал «Отче наш», как образец, и на основании этого образца потом строились  молитвы.

В «Руководстве для новоначального инока» Игнатий Брянчанинов учит: «Если ты при чтении молитвенного правила возникшее побуждение оставить молитву святых отцов и помолиться Богу своими словами, немедленно отложи молитвослов и молись Богу своими словами» .

Потому что молитва Богу своими словами, молитва свободная — это высший вид молитвы по сравнению с молитвой по молитвослову. Молитва по молитвослову — низший вид молитвы. Это вообще не молитва, а упражнение в молитве, школа молитвы. Когда человек не имеет ничего, ему дают какое-то  правило: «Делай со мной, делай, как я, делай лучше меня, если сможешь». Человек начинает подражать, и ему правило нужно, как образец.

Но дальше мы должны понимать, что молиться своими словами и свое правило установить — это второй уровень развития, это высокое призвание и высокая ответственность. Третий уровень молитвы  не предполагает даже и самовольных слов. Третий уровень вообще без слов!

Это по учению Игнатия Брянчанинова и православного подвижничества. Когда мы любой образ от себя гоним, как мечтательность, как прелесть, как соблазн, даже образ Самого Бога! Когда предстоим безОбразно и бессловесно, тогда, возможно, будет слияние. Когда ты — образ и Он — Образ, ты — персона, и Он — Персона, тогда невозможно слияние. Но если человек выходит на такую вершину, когда и образ преодолел, и слова преодолел, и правило преодолел — вот тогда возможно окончательное слияние. Но это высший пилотаж молитвы.

Мы идем снизу, и поэтому пока не отработано правило… Святые отцы говорили: «Когда увидишь человека, который раньше времени лезет на небо, ухвати его за пятку и стащи обратно«. Потому что, если человек платформу плотную не наработал — первую ступень не прошел, а лезет сразу на седьмую, это ему грозит…

И на нашем этапе, что бы мы о себе не намечали, считается нецелесообразным хоть какое-то правило оставлять. Серафим Саровский в начале 19-го века, когда беседовал с людьми, которые к нему приходили, дал так называемое «Минимальное правило для мирян» ( все равно дал, хоть и минимальное, но правило): Три раза «Отче наш», три раза «Богородица дева радуйся», «Символ веры» и несколько слов, соединяющих эти молитвы.

Мы с вами недостаточно правильные, недостаточно организованные, и поэтому минимальное правило опускать нельзя никогда! Ты можешь добавить к минимальному правилу чтение Апостолов, Евангелие, но тоже мера разумная нужна. Потому что может быть духовное несварение. Все лекарство и все яд, и делает его тем или другим, только доза.

Очень важно читать в меру, читать с комментариями, читать вникая глубоко, а потом еще и реализовывать, применять. Потому что сказано, что блаженны не только слушающие слово Божье, но и хранящие, и творящие его. Не слушатели слова Божьего оправданы будут, но исполнители. В том числе, и исполнители правил, потому что Бог не есть Бог неустройства, Бог, есть Бог порядка. Поэтому, любой порядок, лучше беспорядка. Минимальное правило вводит нас в порядок, а порядок есть Логос.

Мы так устроены — лукавая воля, лукавые чувства, лукавый рассудок, а на самом деле, анархия хочет обосновать наше нежелание подчиняться хоть какому-то порядку. Поэтому, надо себя «запрягать», как пишут святые отцы, понуждать, но выполнять минимальное правило систематично и методично.

Я хочу вам сказать честно, что у меня были и бывают такие периоды, когда я обоснованно или не обоснованно, выпадаю из систематичного выполнения правила, особенно это бывает связано с многочисленными поездками. «В поезде едем, я читаю Евангелие, это же заменяет правило!» — сам себе такое хочу сказать. Но Евангелие — это Бог говорит нам, а молитвенное правило — это когда мы говорим  Богу.

И должен быть встречный диалог, не только монолог или Бога к нам, или наш Богу, но обмен и чередование, вдох и выдох в правильной пропорции. Конечно важнее, что Бог скажет нам, конечно, менее важно, что мы наболтаем Богу, потому что Он знает наши мысли прежде нашего прошения. Потому Он нам сказал: » Не уподобляйтесь язычникам, которые думают, что будут услышаны в своем многословии«. Но тем не менее, Он сказал: «Возложите на меня ваши упования, принесите ваши мысли, выговорите это«. Выговаривая, вы от этого освобождаетесь.

Когда мы сформировали потребность, вопрос, мы от этой проблемы освобождаемся. Поэтому нам рекомендуют писать грехи. Не потому что батюшка их порвет и вы в урну бросите, а для того, чтобы вы вывели их на осознание, и этим избавились, грубо говоря «изблевали».

Нам это может не нравиться, нас это ограничивает, нам хочется быть неограниченными правилами, а ограничение разумно. Поэтому, минимальное правило, систематичность и методичность должны сохраняться всегда. Старайтесь себя понуждать. «Царствие Божье усилием берется, и употребляющий усилие, достигает его«. Поэтому, минимальное правило оставьте, к нему добавляйте разумное чтение Священного Писания. Не надо оставлять правило на этом этапе! Я думаю, что кто дерзнет сказать, что он все оставил, тот определенно в прелести находится.

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Оставить свой комментарий

Принять участие в создании Духовного центра
Архивы
Поделиться с друзьями
Наверх